Корзина
54 отзыва
АКЦИЯ ! Подкровельная мембрана Tyvek по НИЗКОЙ ЦЕНЕ АКЦИЯ !Купить со скидкой
МСТ
+375 29 173-20-00
Контакты
  • Телефон:
    +375 (29) 173-20-00, моб.
    +375 (29) 173-40-00, моб.
    +375 (17) 344-70-28, факс
  • Контактное лицо:
    Михаил
  • Адрес:
    Промзона Шабаны, ул. Селицкого 11, оф.10, Минск, Беларусь
  • Email:
    mst.minsk@rambler.ru
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ГЕОТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ «TYPAR SF» ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЛЕСНЫХ ДОРОГ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ГЕОТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ «TYPAR SF» ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЛЕСНЫХ ДОРОГ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ГЕОТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ «TYPAR SF» ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЛЕСНЫХ ДОРОГ
Геотекстиль TYPAR (DuPont) при устройстве лесных дорог.

08.11.11

М.Т. Насковец заведующий кафедрой транспорта леса,
доцент, кандидат технических наук
Белорусского государственного технологического университета

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ГЕОТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ «TYPAR SF»
ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЛЕСНЫХ ДОРОГ
В ПРОЦЕССЕ ТРАНСПОРТНОГО ОСВОЕНИЯ ЛЕСОВ БЕЛАРУСИ

В связи с ростом объемов спелых и приспевающих насаждений, для эф-фективного функционирования лесного комплекса Республики Беларусь не-маловажную роль играет обеспечение лесозаготовительного производства и лесного хозяйства развитой сетью автомобильных лесных дорог. Причем, это относится как к базовым дорогам создаваемых локальных опорных сетей лес-хозов, так и к дорогам второстепенного значения (веткам, подъездным путям и т. п. ).
Устойчивую работу дорожных конструкций, сооружаемых на лесных дорогах с использованием местных материалов можно обеспечить как путем улучшения свойств самого грунта и использования древесины, так и посред-ством совершенствования самой конструкции. В качестве решения данной за-дачи целесообразно применение конструкций со специальными прослойками из геосинтетических материалов, которые, в зависимости от назначения, по-зволяют уменьшить объем земляных работ, снизить расход или полностью исключить применение древесины, повысить прочность и долговечность кон-струкций, увеличить темпы дорожного строительства и межремонтные сроки. Одним из таких материалов может являться, зарекомендовавший себя с поло-жительной стороны, геотекстиль фирмы DuPont – «TYPAR SF».
Использование таких геосинтетических материалов в процессе строи-тельства лесных автомобильных дорог обусловлено наметившимися в послед-ние десятилетия такими тенденциями, как повышением темпов строительства и капитальности дорог в связи с возрастанием нагрузок и стремлением повы-сить долговечность конструкций, а также расширением областей строительст-ва дорог в сложных почвенно-грунтовых условиях.
На протяжении ряда последних лет строительство опытных участков с применением геотекстиля «TYPAR SF» осуществлялось в Осиповичском, Кличевском, Белыничском и Быховском и других лесхозах. Общая протя-женность и по районам приведена в таблице1.

Таблица 1

Район
строительства Количество
опытных участков Общая
протяженность, м
Осиповичский 4 950
Быховский 2 400
Кличевский 7 700
Белыничский 3 200
Всего 16 2250
Дорожные конструкции разрабатывались для различных типов и усло-вий местности. Наиболее приемлемым вариантом являлись сложные грунто-во-гидрологические условия. Технологии возведения земляного полотна раз-рабатывались на основании наличия соответствующей техники (машин и ме-ханизмов), а также возможности доставки и использования грунтов и дорож-но-строительных материалов для производства работ.
При опытном строительстве участков лесных дорог технологии возве-дения земляного полотна включали следующий состав производства работ:
а) на грунтовых основаниях:
укладка нетканого синтетического материала на выровненное грунтовое осно-вание по всей ширине земляного полотна, его растяжение в поперечном на-правлении, отсыпка поверх уложенного материала грунта, уплотнение и окон-чательная планировка покрытия.
б) в пониженных местах:
укладка отходов лесопиления на выровненное грунтовое основание, укладка нетканого синтетического материала на ширину земляного полотна, его рас-тяжение в поперечном направлении, отсыпка поверх уложенного материала грунта, уплотнение и окончательная планировка покрытия.
в) при наличии колеи:
укладка отходов лесопиления в образовавшуюся колею до полного ее за-полнения, укладка нетканого синтетического материала на ширину зем-ляного полотна, его растяжение в поперечном направлении, отсыпка по-верх уложенного материала грунта, уплотнение и окончательная плани-ровка покрытия.
Используемые существующие и предлагаемые конструктивные решения можно подразделить на следующие типы:
1) насыпные слои с устройством тех или иных типов покрытий вплоть до низших;
2) насыпные слои на деревянных настилах также с покрытиями или без них;
3) дороги с колейными покрытиями.
Дорожная конструкция с применением нетканных синтетических мате-риалов на первом опытном участке, устраиваемом на территории Быховского лесхоза, включала возведение насыпи, отсыпаемой на переувлажненных грун-тах на пониженных участках местности (рисунок 1).

Рис. 1. Конструкция насыпи с прослойкой из НСМ на участках переувлажненных грунтов
1 – песчаный грунт; 2 – прослойка из НСМ; 3 – переувлажненный грунт
Ее строительство основывалась на обеспечении минимума объема на-сыпных материалов. Целесообразность этого решения исходила из того, что на подобных территориях местные грунты обычно непригодны для отсыпки насыпи. В этих целях приходится использовать привозные грунты, а это тре-бует большого числа транспортных средств, которые, как правило, весьма ог-раничены в проведении работ при проведении подобных дорог.
На рисунке 2 представлен технологический процесс троительства опыт-ного участка в Быховском лесхоза.

Рис. 2. Строительство опытного участка
в Быховском лесхозе
Способ устройства конструкции заключался в том, что по поверхности предварительно спланированного основания раскатывали вручную рулонный геотекстильный материал с последующим закреплением стыков, поверх него отсыпали слой грунта земляного полотна. Доставку и выгрузку грунта осуще-ствляли скреперами с последующим его разравниванием бульдозером и даль-нейшим уплотнением, катком. Отсыпка насыпи велась на всю ее ширину до 9,5 м послойно до требуемой высоты, согласно проектным данным.
В местах интенсивного колееобразования лесных дорог предполагается применять дорожные конструкции на основе геотекстильной прослойки и от-ходов лесопиления (рисунки 3 и 4). Данные конструкции применялись и при строительстве опытных участков в Кличевском и Осиповичском лесхозах (ри-сунки 5 и 6).

Рис. 3. Дорожная конструкция с геосинтетической прослойкой и отходами лесопиления
1 – песчано-гравийная смесь; 2 – песок; 3 – геосинтетический материал; 4 – отходы лесопиления;

 

Рис. 4. Дорожная конструкция с геотекстильной прослойкой и отходами лесопиления

1 – песчано-гравийная смесь; 2 – песок; 3 – геосинтетический материал; 4 – отходы лесопиления;

На рисунке 5 показан опытный участок лесовозной дороги устраивае-мой в Осиповичском лесхозе.

Рис. 4 — Строительство опытного участка в Осиповичском лесхозе

Рис. 7. Строительство опытного участка в Кличевском лесхозе
а- отсыпка земляного полотна лесной дороги;
б- разравнивание слоя земляного полотна

Предлагаемые технические решения направлены на снижение расхода привозного грунта путем устройства выстилки из отходов лесопиления, а также улучшение динамических качеств дорожной конструкции. Отходами лесопиления являлись порубочные остатки и тонкомерный подрост, поверх которых производили отсыпку слоев земляного полотна и дорожной одежды. При наличии значительной колеи на реконструируемой дороге, хворостяная выстилка укладывались непосредственно в колею.
Основные функции, которые выполняют прослойки из НСМ в конструк-циях опытных участков лесных дорог:
1) армирование;
2) дренирование;
3) разделение слоев из насыпного и слабого грунтов.
Наряду с этим необходимо отметить еще одну важную роль НСМ. Ниж-ние слои насыпей, сооружаемых на слабых грунтах, даже в тех случаях, когда они не попадали под уровень грунтовых вод, как это наблюдалось на болотах, оказывались часто недоуплотненными. В результате укладки в данном случае прослойки из НСМ на границе насыпного грунта со слабым, вследствие арми-рующего эффекта прослойки, возникала возможность повысить предел несу-щей способности грунта на некоторую величину, которая была существенной.
Очевидно, что в данном случае создается возможность поддерживать уп-лотняющие напряжения на достаточно высоком уровне, т. е. обеспечивать тем самым требуемую эффективность уплотнения.
В процессе эксплуатации исследуемые участки с использованием гео-текстилей изменили свои геометрические очертания незначительно. Участки дорожной конструкций без геотекстиля иногда существенно меняли свои гео-метрические свои размеры. Местами наблюдалось интенсивное колееобразо-вание, что является основным фактором, влияющим на проходимость машин, их скорость движения и снижение полезной нагрузки используемого лесо-транспорта.
Как показывают предварительные результаты производственных испы-таний дорожных конструкций, устроенных с использованием рулонного гео-текстильного материала «TYPAR SF», наибольший эффект достигается за счет совместного влияния таких факторов как армирование толщи грунта и разделения разнородных дорожно-строительных материалов. Армирующий эффект прослойки проявляется за счет собственной прочности и сопротивле-ния растяжению. Прослойка препятствует сдвигу одних частей грунтового массива относительно других. Прослойка, работая совместно с грунтом, вы-зывает перераспределение напряжений между частями массива, обеспечивая передачу части напряжений с перегруженных зон на соседние недогруженные участки, вовлекая их в работу. Разделяющий эффект заключается в том, что прослойка препятствует прониканию мелких частиц в поры крупнозернистого слоя или погружению крупных частиц в слой порубочных древесных отходов. Таким образом, проявляется совместный эффект от применения прослойки в дорожных конструкциях, устроенных на опытных участках.
Данные о работе опытных дорожных конструкций позволяют рекомендо-вать укладку прослойки геосинтетического материала непосредственно на вы-ровненное грунтовое основание при первом и втором типах местности с даль-нейшей отсыпкой слоя дорожной одежды. При первом типе местности воз-можна укладка материала в колею. При третьем типе местности наиболее пер-спективной является использование слоя порубочных отходов, на который расстилается прослойка с дальнейшей отсыпкой слоя дорожной одежды из дренирующих дорожно-строительных материалов. Целесообразность приме-нения геосинтетического материала обусловлена снижением толщины дорож-ной одежды в 1,2 – 1,3 раза.
В дальнейшем предполагается вести долгосрочные наблюдения с целью исследования работоспособности заложенных опытных участков на территории вышеуказанных ГЛХУ в процессе их эксплуатации под воздействием лесовозного автотранстпорта. Экспериментальные иссле-дования в процессе эксплуатации будут заключаться в периодическом определении физико-механических свойств грунтов, таких как плотность и влажность, численное значение которых изменяется в зависимости от погодно-климатических условий интенсивности и типа движущейся ле-совозной техники. Кроме этого, с помощью рычажного прогибомера бу-дет определяться в процессе эксплуатации численное значение прогиба покрытия под действием колесной нагрузки от лесовозных автопоездов с целью определения такого прочностного показателя, как модуль упруго-сти. Также, с целью контроля при проведении наблюдений за работой опытных участков с помощью ударника СоюздорНИИ будут фиксиро-ваться значения модуля деформации, модуля упругости и несущая спо-собность грунта покрытия. Параллельно, после определенного проезда лесовозных автопоездов необходимо осуществлять замер глубины обра-зующейся колеи. Для определения величин напряжений, возникающих по глубине исследуемой дорожной конструкции, в процессе проходов лесо-возных автомобилей, в одной из конструкции заложены тензорезистор-ные преобразователи давления (мессдозы) типа ПДМ (полумостовые) с гидравлическим мультипликатором. В определенные периоды года пла-нируется запись измеряемых параметров регистрируемых мессдозами по-средством измерительной аппаратуры в составе многофункционального измерительного усилителя «Spider-8» и персонального компьютера.
Одним из важных этапов общей оценки использования разрабатывае-мых конструктивных и технологических решений является выявление эконо-мической целесообразности их применения.
Согласно проведенным экономическим расчетам, фактические мини-мальные затраты на строительство лесной дороги в Кличевском лесхозе со-ставили 10 тысяч долларов США на 1,0 км лесной дороги второстепенного значения (ветки). С учетом устройства дорожной одежды стоимость строи-тельства базовой (магистральной) лесной дороги круглогодового действия возрастет до 50 тысяч долларов США на 1,0 км лесной дороги. Приведенные данные показывают, что стоимость строительства лесной дороги на террито-рии Кличевского лесхоза характеризуются достаточно низкими затратами на устройство лесотранспортного пути.
Следует отметить, что предлагаемые и разрабатываемые на кафедре транспорта леса БГТУ конструкции и технологии строительства автомобиль-ных лесовозных дорог как постоянного, так и временного действия являются достаточно новыми техническими решениями. Их новизна подтверждена ря-дом (более 25) авторских свидетельств СССР, патентов Российской Федера-ции и патентов Республики Беларусь.

Информация для покупателя:

Юридическое лицо Общество с дополнительной ответственностью «МСТ» (ОДО "МСТ")

Беларусь Минск ул.Селицкого, д. 11, офис 10

Дата регистрации в Торговом реестре/Реестре бытовых услуг 13.02.2017

Номер в Торговом реестре/Реестре бытовых услуг/Регистре производителей товаров 367762 , Республика Беларусь

Регистрационный номер ЕГР 190809593

УНП 190809593

Регистрационный орган Минский горисполком

Дата регистрации компании 01.03.2007

Ссылка на свидетельство/лицензию

Режим работы:

День Время работы Перерыв
Понедельник 08:30 — 17:00 12:00 — 12:30
Вторник 08:30 — 17:00 12:00 — 12:30
Среда 08:30 — 17:00 12:00 — 12:30
Четверг 08:30 — 17:00 12:00 — 12:30
Пятница 08:30 — 17:00 12:00 — 12:30
Суббота Выходной
Воскресенье Выходной